Обл.1
обл.2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3
обл.4
 

ГРЯДУЩИЕ ЛЮДИ - КТО ВЫ?

(начало не пред. странице)

...при издательстве 'Всемирная литература", была открыта литературная студия, и вот туда-то на занятия семинара критиков приезжал свободными вечерами со станции Лигово старший милиционер железнодорожной милиции Михаил Зощенко. Он ещё не определил для себя, чем будет заниматься в литературе, и потому пошёл не к прозаикам, которыми руководил Е.И.Замятин, а к К.И.Чуковскому. Корней Иванович был первым, кто разглядел в Зощенко будущего сатирика.
Но сначала им были прочитаны статьи Зощенко о Теффи, Борисе Зайцеве, Блоке. И вот эта статья - 'О Владимире Маяковском'.
Так почему же, познакомившись с ней, я не поверил своим глазам? Что меня так поразило?
Вот что. На дворе только еще 1919 год, Зощенко знает пока лишь 'Простое, как мычанье' и 'Мистерию-буфф', но он уж чувствует в Маяковском 'гениальнейшего поэта'! Маяковский 'заворожил' его 'своей силой', 'огромной волей к жизни' 'после умирания, пустоты, отчаяния и непротивления' 'придуманных' и 'неживых' Северянина, Гиппиус, Зайцева и других властителей дум предрево-люционной поры. Он увидел в Маяковском истинного 'тринадцатого апостола', глашатая новой жизни.
Да, некоторые суждения Зощенко о творчестве Маяковского на рубеже революции расходятся с более поздними толкованиями исследователей. Зощенко выделяет - как главенствующий в Маяковском - разруши-тельный пафос. Он не находит в его поэзии призывов к разумному созиданию. Его не устраивает идея: всё и вся уничтожить до основания, а затем начать всё сначала... Но как думающий человек, что иное он мог еще написать о Маяковском в июле 1919 года? В отличие от будущих толкователей творчества поэта Зощенко ведь ещё не знал, что пройдёт несколько лет и Маяковский в сознании миллионов людей предстанет великим поэтом - нет, не безвременья! - а именно революционного созидания.

Ю.ТОМАШЕВСКИЙ

 

МИЛИЦИОНЕР МИХАИЛ ЗОЩЕНКО ПИШЕТ О МАЯКОВСКОМ

(начало не пред. странице)

        Вот - я,
        Весь
        Боль и ушиб.

   Толпа жадно ждала новых слов о жизни, но поэт не знал.
   Зато он много знает о себе:
        ...я - Наполеон!
        Я полководец и больше.
        Я... усталый
        в последнем бреду...
        Мама!
        Ваш сын прекрасно болен!
        Я величайший Дон-Кихот!

   Он много знает о себе, этот большой, усталый полководец, и ещё он знает это -
        Сегодня
        надо
        кастетом
        кроиться миру в черепе!

   И потрясает кулаком
      'Разрушу, разрушу!'
      Я над всем, что сделано,
      ставлю 'nihil'
.
   А потом хочет, чтоб -
      тысячами рождались мои (его)
      ученики
      трубить с площадей анафему!

   Анафема - старая, старая пошлость (...).
   И нет у поэта ни восторгов, ни даже вопроса.
   Всё боль, и ушиб, и анафема.
   Стоит на тумбе, ручищами размахивает и ухает:
   Бей! Круши на мою голову!
   Кулаком! Кастетом по черепу!
   Этакий, право, современный анархист!
   И я уже было поверил тому, что - ну, разрушит все человек и начнёт новое евангелие. И такое напишет, что даже удивительно будет. И благодарные слушатели назовут его АНАРХО-ФУТУРИСТОМ.
   И благодарные читатели будут на память заучивать.
   Однако поэт неожиданно заявляет:
                    Бросьте города, глупые люди!
                    Идите голые лить на солнцепёке
                    пьяные вина в меха-груди,
                    дождь-поцелуй в угли-щёки.

   Какой уж тут футуризм! Это знакомая нам звериная повадка:
      В лес убежать,
      Донага раздеться
      И выть по-звериному...
    И начать жизнь сначала, с пещеры, с каменного топора, с идола, с коммуны.
   Будто сейчас ну никак нельзя идти дальше, нельзя подумать о Новом Грядущем, будто все старое, вся история человеческая от каменного века замкнулась в один круг. И этот круг - ошибка.
   И нужно начать СНАЧАЛА.
   Всё это очень характерно для Маяковского. Он вдохновенный не поэт, а глашатай.
   Он вдохновенный для улицы и народной толпы.
   Он чеканит слова о Возрождении века каменного, эпохи первобытных коммун.
   У него 'обще-женщина'.
   А обще-женщина такова:
               Фабрика без дыма и без труб,
               Миллионами выделывающая
               поцелуи...

   Оттого-то в истерике женщина.
   Сегодня девиз: 'Всё заново'.
   И он верен себе - истребить всё, 'что чтили и чтут' -
   Любовь.
   Поэзию культа женщины.
   Бога.
   - Лейтмотив старой поэзии.
   Правда, разрушая любовь, он ничего не говорит, что будет вместо неё. Отвергая бога, он не поклоняется новому.
   Но опять-таки, я повторяю, это хороший очень (...) поэт.
   Он не провидец будущего.
   Он гениальнейший поэт хаоса, разрушения.
   Он совершеннейший 'тринадцатый апостол'.
   Но отчего так заворожил меня гениальный поэт Безвременья?
   Я долго не знал.
   И только однажды, когда я встретил поэта на Большой Проломной и не на перекрёстке улиц, а в буржуазной гостиной, и когда я услышал его, я понял. Он заворожил меня огромной своей силой, волей к разрушению, идеей физической силы.
   Так привыкли мы к поэзии манерной Северянина, к прекрасной Гиппиус, к прекрасным строчкам Зайцева, нам поистине удивительна огромная воля к жизни поэта после умирания, пустоты, отчаяния и непротивления.
   Он гениален и одинок, ибо сейчас в искусстве два течения.
   Все разрушено. Все изрезано ножом, кастетом и вдохновенными криками.
   И вот медленной поступью, непостижимый в своем величии, приходит гений с чёрной бородой, с задумчивым профилем мудреца и начинает строить: 'всё заново'. Камень к камню. Кирпич к кирпичу.
   И собирается толпа. И смотрят, поражённые и восторженные.
   А Маяковский снова кричит, но как-то спокойно, даже удивлённо:
   - Послушайте! А ведь через тысячу лет всё же провалится!
   И больше ни слова (...).
   Но мы ему не верим.
   Мы не верим ему, ибо он поэт безвременья.

Михаил ЗОЩЕНКО
1919 год, июль
Публикуется впервые.

 

На главную страницу