Обл.1
обл.2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3
обл.4
 

ПЛАМЯ НОВЫХ ОТКРОВЕНИЙ

   Быстро подойдя к дирижёрскому пульту в Зелёном театре московского парка культуры и отдыха, Леонард Бернстайн в белой спортивной блузе с красным платком на шее был похож на пионера. И международный его оркестр был уж если не пионерским, не отроческим, то совершенно юношеским (ребята-контрабасисты сидели на сцене в шортах) и не слишком устоявшимся, не очень искусным, но всё-таки гибко повинующимся своему лидеру. Лидер же - Бернстайн - творил чудеса.
   Что делать! Иногда я жалел, что невозвратимы далёкие времена, когда дирижёры вели концерт, стоя лицом к залу. В голову упорно лезло сравнение Бернстайна-дирижёра с яростно пляшущими точками, линиями и кругами на экране осциллографа - казалось, именно такой была живая формула его огневого исполнительства. Но мне хотелось видеть его лицо. Я тихо встал со своего места, через боковой вход пробрался за кулисы, стал смотреть, стал слушать и неожиданно прочёл в его глазах под седыми бровями, увидел в сплетениях его рук и. конечно, услышал в оркестре сдержанного, негромкого, чуть застенчивого Шостаковича. Первую его симфонию с хрестоматийно-известной изящнейшей причудливо-маршевой темой, которая ещё и еще раз обожгла меня "пламенем новых откровений', как сказал бы Луначарский. Я услыхал прошлое из будущего И я вспомнил, как в 1959 году, почти тридцать лет назад, во время первого приезда Бернстайна в СССР, в зале был сам Шостакович, вспомнил, что Бернстайн устроил небольшую лекцию-концерт сродни тем. что он вёл многие годы по телевидению. И мы, естественно, и тогда знали "начало" его биографии, знали о его фантастической образованности (он окончил Гарвардский университет и институт Кёртиса),  знали о том, что дирижированию он учился у Кусевицкого, что 14 ноября 1943 года после бессонной ночи, проштудировав партитуры "Дон Кихота" Рихарда Штрауса и шумановского "Манфреда", 25-летний Бернстайн заменил у пульта в Карнеги-холле (без репетиций!) заболевшего Бруно Вальтера...
   Как пианист он обрёл великолепную школу у Венгеровой - ученицы Лешетицкого и Есиповой. Среди его педагогов по композиции были Копленд и Хиндемит. Комментарии, как говорится, излишни. На нашей звуковой странице - минута его исполнения "Рапсодии в стиле блюз"  Гершвина. Этой минуты достаточно, чтобы оценить джазовый блеск Бернстайна-пианиста и истолкователя.

   Истолкователя. Вот тут мы подходим, пожалуй, к существу дела. Бернстайн никогда не был только исполнителем или только композитором и тем более не был музыкантом в вакууме, которому безразлично, как относится к музыке публика. В этом плане фигура Леонарда Бернстайна, пожалуй, уникальна. В июне 1966 года, то есть 22 года назад, он обратился к своей широкой аудитории с открытым письмом. Он забил в колокол тревоги. Он утверждал, что ещё где-то на рубеже 1914 года порвалась связь между композиторами и публикой.
   "Первая мировая война, - писал он, - поставила жирную точку: Дебюсси. Малер, Штраус и ранний Стравинский лишь провели финишную черту: это были последние имена в долгой эре взаимной зависимости композитора и публики. А затем эта взаимозависимость превратилась в потасовку: композитор против публики. Уже пятьдесят лет слушатели проявляют интерес прежде всего к музыке...

(окончание на след. странице)

   На шестой звуковой странице вы услышите записи фрагментов музыки Бернстайна,  его исполнения, пресс-конференции в Москве во время гастролей 1988 года.

 

Звуковая страница ? 6 -  Музыка Леонарда Бернстайна.

 

На главную страницу