Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

ОНИ ЗАСЛУЖИЛИ НАШУ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ

Т.Багрийчук, г. Ворошиловград:

'Я всегда восхищалась подвигом наших ребят в Афганистане, нелёгкой их службой. Мой сын - гвардии старший лейтенант Копаев - тоже после окончания высшего военного училища штурманов два с половиной года служил в Северо-Восточном Казахстане, затем был направлен в Афганистан. Игорь заботливый, добрый сын, надёжный товарищ. Каждое его письмо начиналось так: 'Мамуля, у меня всё хорошо. На здоровье не жалуюсь, всё - класс!' Он волевой мальчик, у него всё всегда хорошо. И он отличный пример для младшего брата Олега, который в свои 15 лет принял твёрдое решение поступать в военное училище, чтобы стать кадровым офицером'.

 

Е.Фролова, г. Москва:

'В Великую Отечественную войну я служила в 9-й Гвардейской армии. Наша 11-я бригада воевала в Сталинграде. Командиром полка был Герой Советского Союза, ныне генерал-лейтенант Епанчин Александр Дмитриевич. Я работала в медсанбате и до сих пор не могу забыть те потоки раненых, которые поступали к нам. Да, я помню, что такое война. И ребята, которые воевали в Афганистане, мне вдвойне внуки - и по принадлежности к десантным войскам, и по возрасту. Хочется, чтобы как к родным относились к ним мы все. Необходимо оказать им всяческое внимание, которое они заслужили'.

 

Семья Калининых, г. Куйбышев:

'Иногда читаешь в газетах о воинах-интернационалистах, вернувшихся домой и встретившихся с бездушными и бессовестными людьми. Выполнив свой интернациональный долг, вернётся наш сын Михаил. Что его ожидает? Мы, родители, затрудняемся ответить. Кто сможет ответить за дальнейшие судьбы воинов-интернационалистов? Ведь ребятам всего за двадцать'.

 

Семья Третьяковых, г. Измаил:

'Нам хочется рассказать об отношении к воинам-интернационалистам у нас в г. Измаиле, что на берегу Дуная. Это достойно подражания. Все получившие ранения воины-интернационалисты прикрепляются к магазинам наравне с инвалидами Великой Отечественной войны и снабжаются по первой категории. Тем, кто в этом нуждается, доставляют продукты на дом. Все воины-интернационалисты обеспечены благоустроенными квартирами. Предоставляются им и бесплатные, и льготные путёвки в санатории и дома отдыха. Всюду эту работу ведут на общественных началах, а возглавляет её инвалид Великой Отечественной войны II группы Виктор Григорьевич Радкин - человек большой души. Было бы больше таких отзывчивых и честных людей!'

 

Михаил Любимов, г. Краснодар:

'Мы, студенты Краснодарского политехнического института, где я секретарь комитета комсомола, хотим по примеру других городов, создать клуб воинов-интернационалистов. Проблем много, но мы их не боимся. В крайкоме ВЛКСМ уже убедились в наших силах. И мы уверены, что сумеем организовать такой клуб'.

 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ТОВАРИЩ-ПЕСНЯ!

ВОСХОЖДЕНИЕ

Певцы обычно бывают озабочены выбором площадки для исполнения. Мне предстоит та же задача. Но она в этом случае труднее, хотя петь Юрий Визбор будет для каждого из нас, едва игла проигрывателя опустится на гладь синего озерка пластинки и побежит по чётким волнам бороздок.

Мне предстоит избрать эстраду, с которой Ю.Визбор был бы виден во всех ипостасях необычных своих дарований. И в обаятельной сущности человека.

И я гадаю: может быть, так...

Может быть, поместить его голос в околоземные просторы, куда голос этот отправился из Центра управления полётом? Навстречу ему идёт та же песня, её поёт в космическом корабле Александр Иванченков. Голоса встречаются и соединяются, образуя общность, как надмирные аппараты в момент стыковки.

Возможно. Так ведь было на сеансе связи Земли с кораблём. Ведь космонавты были друзьями Юры, они любили его и его песни.

Но такая 'эстрада' заключает в себе и иной смысл. Из надземных высот голос Визбора 'видел' сразу всё, что дорого его обладателю: штормы и штили разобщённых морей, белые шеренги гор, плотную зелень тайги, ночное мерцание городов. Всё помеченное адресами его друзей, его героев, его песен, его пристрастий. Но из дальней дали голос Визбора 'слышал' и артобстрелы отгремевшей войны, и вкрадчивый шорох песков пустыни, и смачные удары кирзового волейбольного мяча на Сретенке.

Да, пожалуй, такая площадка была бы подходящей для Визбора. Ведь он любил мир во всей его неоглядности. И во всех подробностях. И весь одновременно. О, для такой всеохватной любви у него было множество способов изъяснения: песня, журналистика, живопись, стихи, проза, драматургия, ремесло актёра.

Да, пожалуй. Но всё-таки в подобной космичности сценической площади есть некая расторженность тематики творчества и собственной судьбы автора. А Юра осваивал жизнь, как первопроходцы осваивают неизвестный район земной территории: он всё должен был открыть для себя сам. Поэтому он становился к штурвалу рыбачьего сейнера. Он был маркшейдером в пустыне, там, где 'Восточная Европа далеко, на западе - Восточная Европа'. Валил лес с лесорубами, стоял ночную смену с перфоратором на проходке тоннеля автодороги Фрунзе-Ош. Водил МАЗы на строительстве Нурекской ГЭС. Работал в бригаде нефтяников Каспия.

'Работа' - одно из любимых слов в поэтическом лексиконе Визбора. В формулу 'работа есть работа' он помещал коэффициенты дел своих героев и рядом ставил знак своего дела - литераторского. Не обозначая разницы между ними. Каждую песню, каждый очерк он щупал своими руками.

Потому рыбаки и учёные, моряки и солдаты, альпинисты и полярники слушали его песни как собственные исповеди.

Он говорил: 'Всякий полёт прекрасен, потому что в нём есть элемент мужества. Лично мне очень нравятся люди, которые набирают высоту или глубину. Или, если хотите, впрямую - альпинисты, спортсмены-прыгуны, спелеологи, подводники. Это разные занятия, но у них есть нечто родственное. Родственное в преодолении человеком самого себя'.

И ещё он говорил: 'Как известно, полёты бывают разные - полёт чувств, например, полёт воспоминаний и самый важный, конечно, полёт мысли'.

В нём чувство полёта сопрягалось с ремеслом, а ремесло его шло от чувства полёта. Думается, что в этом - суть визборовского творчества. А значит, всё-таки верен выбор космической площадки для его голоса. Верен, но не единствен. Потому что, как я сказала выше, удалена она от земной плоти. От способа постижения земных ремёсел ежедневным опытом.

Попробуем иное. Арктическая бесконечная белизна. И тишина незамурованного вакуума, где единственный звук - песня Визбора. Так тоже было.

Во время съёмок фильма 'Красная палатка', где Юра играл одну из центральных ролей, вертолёт, пилотируемый Василием Колошенко, в поисках натуры превысил радиус действия радиопередатчика, связь с ледоколом 'Обь' нарушилась, и пришлось сесть на первую попавшуюся льдину. Единственным пассажиром вертолёта был Юрий Визбор. Он достал неразлучную гитару и пел два часа, 'разгоняя пургу', как выразился Колошенко.

Вернувшись из экспедиции, Юра рассказывал про этот эпизод. Закончил так: 'В общем-то это было везение: я сам наконец почувствовал то, что переживали потерпевшие крушение во льдах герои фильма. А пел - для куража'.

Подлинность зримых деталей и ощущений необходима литературе. Необходима всякому искусству, актёрскому в том числе. И хотя Визбор не был профессиональным артистом, правда чувствований есть во всех его актёрских работах - в фильмах 'Июльский дождь', 'Ты и я', 'Нежность к ревущему зверю'. Да и знаменитый его Борман в 'Семнадцати...

(окончание на след. странице)

 

На главную страницу