Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

Д. САМОЙЛОВ

А ЧТО БЕЗ МОЦАРТА

САЛЬЕРИ?

            Имя его было проклято. Слух аудитории был закрыт для его музыки. Музыканты редко и неохотно исполняли его произведения.

            Что мы знаем об этом человеке? Об Антонио Сальери? То, что он убил Моцарта. Печальная слава отравителя вот уже скоро два века преследует его загробную тень.

            Пожалуй, только специалисты, изучающие жизнь и творчество Моцарта и Сальери, знают, что версия о смерти Моцарта от яда не доказана. Что легенда возникла без достаточного обоснования, как, впрочем, всегда возникают легенды.

            Различные доводы и контрдоводы приводят учёные, врачи и даже криминалисты, изучающие причину болезни и смерти молодого Моцарта. Время, надеюсь, решит их спор, приоткроет зловещую тайну и, быть может, снимет подозрения с имени прославленного в своё время музыканта - Антонио Сальери.

            Для нас, любителей искусства, самый веский довод против Сальери - трагедия Пушкина, где поэт явно принимает версию об отравлении Моцарта. Существует мнение, что в пушкинской трагедии 'Моцарт и Сальери' взята лишь проблема в общем виде, что историческое её обрамление условно, и так же условно названы лица. Этого быть не может. В бумагах Пушкина найдены записи о смерти Моцарта и о подлинном историческом Сальери. Да и не мог Пушкин со своим высочайше развитым чувством чести назвать убийцу именем реально существовавшего человека, то есть, решая нравственную проблему, идти на явно безнравственный поступок. Пушкин обвиняет Сальери. Пушкин убеждён в том, что Сальери - преступник. И силой своего гения, весом своего морального авторитета убеждает в том нас.

            Мог ли Пушкин ошибаться?.. Ошибаться мог. Он был эмоционален. Но что делать нам? Забыть о судьбе Сальери, не слушать его защитников и остаться на привычной точке зрения, поскольку она подкреплена авторитетом Пушкина? Или опровергнуть Пушкина, реабилитировать Сальери?

            Придворный музыкант, карьерист, завистник, недоброжелатель, интриган - что угодно, но не отравитель!.. Может быть, кому-то выгодно было возложить вину за гибель Моцарта на этого неприятного человека?.. Может быть, и Пушкин был добрее к Сальери, чем нам кажется, ведь в драме сказано устами Сальери:

Гений и злодейство

Две вещи несовместные.

Неправда:

А Бонаротти? Или это сказка

Тупой, бессмысленной толпы - и не был

Убийцею создатель Ватикана?

            Сальери Пушкина готов реабилитировать Буонаротти.

            Таков Сальери Пушкина. Но гениальное прозрение поэта увидело его всё же таким, каким представляют его себе некоторые современники. Вот что писал известный немецкий музыкальный деятель Фридрих Рохлиц в 1822 году своему другу: ':Ко мне без предупреждения вошёл любезный старый господин сравнительно маленького роста, худощавый, со значительными и в то же время мягкими чертами лица, живыми, весёлыми глазами, изящными и учтивыми манерами; как мне показалось, ему было шестьдесят; впрочем, позже я узнал, что он на десять лет старше: 'Милостивый государь, - говорю я, - вы?..' 'Старик Сальери'.

            Можешь себе представить мою радость! Не успели мы сесть, как начали говорить так, как будто долгие годы жили вместе: Речь зашла о Гайдне и Моцарте.

            Среди произведений Моцарта он любит больше всего квартеты, а из опер - 'Фигаро'. 'А концерты?' Он согласился со мной, что по богатству замечательных, оригинальных мыслей, а также артистизму и проникновенности исполнения они занимают первое место среди инструментальных произведений Моцарта.

            'А реквием?' 'Ах, - сказал он торжественно, - обычные слова здесь не годятся. Его написал Моцарт после очень рассеянной жизни, перед лицом смерти, как дар вечности, святой дар'.

 

На восьмой звуковой странице поэт Д.Самойлов представляет музыку Сальери.

 

Звуковая страница 8 - Музыка, молчавшая двести лет. Антонио Сальери. Фрагмент концерта для флейты и гобоя с оркестром.

На главную страницу