Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

РRO еt CONTRA

   П я р т. Музыка несёт в себе элемент тайны. Всего не объяснишь, просто присутствует чудо, а ты в это чудо не можешь не поверить... Музыку можно исследовать, найти мажор, минор и другие закономерности, но чем измерить её таинственность?

   Впервые я услышал об эстонском композиторе Арво Пярте, авторе фортепианной Партиты, детской кантаты 'Наш сад' и других сочинений большого и малого калибра, лет восемь - десять назад. Ему было тогда немногим более двадцати. Музыка его уже в те годы казалась необычной. Стилистически она связывалась с 'неоклассикой', с Шостаковичем. Но было в ней что-то такое, что сразу 'цепляло' ваше сердце и ум. Фантазия. Качество 'строительного материала', мелодическая изобретательность, чувство формы - чувство не 'по учебнику', а интуитивно в себе осознаваемое: способность 'звукового архитектора'...

   В каждой новой пьесе Пярт решал двоякие задачи - музыкально-технические и выразительные. В поисках нового языка он обратился к так называемой 'двенадцати-тоновой' и затем к 'серийной' технике. Однако в отличие от множества современных авторов, использовавших серийность, не техника подчинила себе композитора, а он - технику. Он всегда оставался самим собой...

   Одна из 'новаций' Пярта - введение в музыкальную ткань прямых цитат из классики - сарабанды Баха ('Коллаж на тему В.А.С.Н.'), детской пьесы Чайковского ('Вторая симфония') либо имитаций в классическом стиле (виолончельный концерт 'Рго еt сопга'). Цитаты эти породили немало вопросительных знаков. Что это: символы величия классической эпохи, моральной силы старинной музыки? У Пярта своё, особое отношение к классическому наследию...

(окончание на след. странице)

  

На главную страницу