Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

из глубины веков идущий

Сильва КАПУТИКЯН

Рисунок А. Яраляна

   Голос, который услышите вы на пластинке, отделен от нас не просто далью десятилетий. Этот голос идёт как бы из глуби веков, являясь нам подобно глиняному сосуду, сокрытому тысячелетиями в земле и поднятому раскопками на свет божий, или древней фреске, великолепие которой открывается нам по снятии более поздних наслоений...

   Древен край армянский, и живущий там народ издревле любил строить, созидать, петь. Однако набеги чужеземцев да время разрушали не только столицы его и храмы, покрывая дымом и пылью пожарищ орнаменты и священные рукописи, но коснулись и песен его, потопив в чужих, дурманящих, как кальян, тягучих напевах суровую, подобно каменистой земле Айастана, скупую и целомудренную армянскую мелодию. И вот нашелся некто, необычный археолог, который смог поднять из прошлого к свету не каменные капители или металлические украшения, а звук, песню... То был Комитас, любимый сын и бессмертный композитор армянского народа.

   Рано лишившись родителей, двенадцатилетний подросток Комитас - его настоящее имя Согомон Согомонян - нашел приют в Эчмиадзине, армянском религиозном центре, где и получил образование. Комитас в силу своей исключительной одаренности назначается учителем пения а академии, а затем - хормейстером. Но таланту и кипучей натуре его стали тесны монастырские стены и ряса священнослужителя. Вскоре мы видим Комитаса в Берлине  - студентом консерватории, видим ушедшим с головой в книги и ноты, изучающим истоки армянской музыки, а после - в концертных залах Тифлиса, Баку, Еревана и ещё Парижа, Женевы, Венеции. Там Комитас - хоровой дирижёр - пропагандирует музыку своей родины. Но чаще видим его в сёлах и горах Армении, на свадьбах и народных празднествах - изучающим и записывающим крестьянским мелос.

   Комитас всей своей жизнью и наследием - собственным творчеством, записями и обработками народных песен, научными исследованиями, публицистикой, дирижёрской деятельностью - доказал миру, что армянская музыка течёт по собственному руслу, что истоки её - в глубинах истории страны и народного характера. Доказал это Комитас и высоким исполнительским мастерством, гармонично сочетавшим народность и профессионализм, мужественность и эмоциональность, простоту и величие. Мастерством, которое по сей день остаётся непревзойденным образцом исполнения армянской песни.

   Чёрная масса граммофонной пластинки вобрала в себя и донесла потомкам голос Комитаса. Нечто заветное заключено для нашего слуха в этом голосе, который всякий раз полнит наше сердце любовью, тоской, печалью и каким-то бесконечным сожалением... Ведь он оборвался, этот голос, в ту самую пору, когда ему творить да творить было и дарить миру... В апреле 1915 года Комитас вместе с сотнями других выдающихся деятелей армянской нации был арестован...

(окончание на след. странице)

 

Звуковая страница 6 - Три напева из Комитаса. 'Абрикосовое дерево', 'Горю я', 'Куропаточка'. Исп. квартет дудукистов, хор п/у Т.Алтуняна, Л.Закарян и камерный оркестр. 'Песню пахаря' поёт Комитас. Запись 1912 года.

На главную страницу