Обл.1
обл.2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3
обл.4
 

ШЕДЕВРЫ ИЗ НУКУСА

Коллекция советского искусства, собранная энтузиастом, первым директором Государственного музея искусств Каракалпакской АССР, художником И.В.Савицким, уже завоевала, как сегодня говорят, широкую известность в узком кругу. Развёрнутая в залах Государственного музея искусств народов Востока, выставка 'Забытые полотна. Советская живопись и графика 1920-1930 годов' из Нукусского музея стала ещё одним проявлением процесса стирания белых пятен истории нашей культуры. Представлены произведения художников, в сталинские времена гонимых как 'формалистов', незаслуженно преданных забвению. Савицкий покупал холсты и рисунки прямо в их мастерских или у наследников.

На выставке из Нукуса мы видим реальное слияние европейской живописи с культурой Востока, ощущаем атмосферу человечности, раскрепощённости личности, которая помогла многим художникам в утверждении принципов искусства XX века.

Искусство москвичей наиболее ярко представляют неизвестные многим полотна Р.Фалька, А.Шевченко, А.Куприна, В.Рождественского, К.Истомина, запечатлевшие время надежд, когда ещё непоколебленная вера в идеалы делала людей счастливыми, несмотря на трудности и нужду. Мир и человек предстают как нечто глубоко разумное, гармоничное, природа не противостоит герою.

Подлинным открытием для широкого зрителя стал восточный раздел экспозиции. Для многих искусство Средней Азии всё ещё связано с дореволюционными представлениями о его орнаментальном характере, ибо издавна религиозные догмы запрещали изображать человека.

Национальная школа сложилась лишь в советское время. У её истоков стояли многие русские художники, которые посвятили своё творчество этому краю. Синтез европейских и национальных традиций породил особый колорит произведений одного из родоначальников искусства Средней Азии, А.Волкова, и его учеников. Все они остро чувствовали время. Глядя на полотна Н.Карахана, чувствуешь перекличку с художниками 20-х годов, увлечёнными эпохальными преобразованиями.

Привычным и во многом трафаретным представлениям о героическом романтизме в искусстве того времени выставка противопоставляет мечту об идеальном герое и в 'Портрете молодого человека' А.Николаева (Усто-Мумина), и в образе противника-злодея, возникшего из восточного эпоса, из сказок на полотне 'Курбаши' А.Подковырова.

Время как бы замирает под знойным солнцем Востока, и мы погружаемся в неподвижную тишину 'Багряной осени' У.Тансыкбаева. Одна из любимых тем А. Волкова - чайхана, своего рода народный клуб. В ритуале чаепития-беседы как бы оживает память о далёком прошлом, утверждается непрерывность духовной жизни народа. В этих полотнах впечатляет глубина созерцания, которой учит культура Востока. И ещё один важный урок преподают нам эти полотна: они пробуждают уважение к человеку независимо от его общественного положения. Скромным людям - красильщикам и портным, женщинам и детям гетто - посвятила своё творчество Е.Коровай.

Сегодня без коллекции Нукусского музея нельзя представить наше искусство 1920-1930 годов. С болью осознаёшь, что авторы многих работ так или иначе поплатились за своё стремление быть искренними, правдивыми, дорожить своей позицией и своим языком рассказывать о времени. Традиции высокого профессионализма, уважения к человеку, правдивой исповедальности, запечатлённые в искусстве этих художников, нам сегодня предстоит продолжить.

Евгения ГОРЧАКОВА

      На фото: А.Козлов. 'Москва-река' (30-е годы); У.Тансыкбаев. 'Багряная осень' (1931 г.); Е.Коровай. 'В бывшем гетто. Бухара' (1932 г.); Р.Фальк. 'Натюрморт со жбаном' (10-е годы); Н.Карахан. 'Строительство Бухары' (1930 г.); А.Волков. 'В чайхане' (1928 г.).

 

На главную страницу