Обл.1
обл.2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3
обл.4
 

ЗВУКОВОЕ ЗАВЕЩАНИЕ ЛЬВА ТОЛСТОГО (окончание, начало на стр.4)

...'во всех цивилизованных странах мира'. Эта звукозапись, как теперь выясняется, единственная, которая уцелела в Эдисоновском центре во время пожара 1914 года.

В письме от 8 августа 1986 года архивист Мэри Б.Боулинг писала нам: 'Я счастлива сообщить Вам, что мы обнаружили валик с записью Толстого... Валик с записью Толстого сохранился благодаря тому, что менеджер студии Уолтер Миллер держал его у себя дома. Пока мы предполагаем, что в огне пожара 1914 года погиб также валик с записью 'Лицемерие общества'. Однако, если обнаружится, я тут же дам Вам знать'.

Итак, поиск продолжается, и мы надеемся (особенно, если в этом помогут нам и читатели 'Кругозора') разгадать со временем и другие интересные истории, связанные со старинными звукозаписями, и рассказать о них.

Лев ШИЛОВ, старший научный сотрудник  Государственного литературного музея

 

На пятой звуковой странице - звуковое завещание Толстого (восстановленная запись 1908 г.) и притча 'Гостиница', прочитанная по-английски.

На фото: Л.Н.Толстой во время записи; Бэл Кауфман, американская писательница.

Звуковая страница 5 - Л.Толстой обращается к потомкам.

Заметки и комментарии к странице...

 


МАСТЕРА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА

СУДЬБА И РОЛИ

Писать о ней кратко чрезвычайно трудно, потому что Надежда Андреевна Обухова - явление не только в искусстве, но и в жизни, - человек удивительной судьбы, внешне очень благополучной, но наполненной драматическими коллизиями, встречами и дружбой с людьми, имена которых составляют гордость нашей культуры. В этих заметках - лишь несколько эпизодов из жизни великой певицы.

'С особым чувством я пою романс Глинки на слова моего деда - поэта Баратынского 'Не искушай меня без нужды...' - говорила Надежда Андреевна по радио в 1951 году, но при этом скромно умалчивала, что разучивала она этот романс по нотам, подаренным ей великой русской актрисой М.Н.Ермоловой.

С неизменной благодарностью относилась Надежда Андреевна к своим консерваторским учителям, в частности к профессору Мазетти, но нигде она не вспоминает о том, что принята была в консерваторию сразу на второй курс при полном восторге приёмной комиссии.

А вот с поступлением в Большой театр произошла заминка. В то время, в 1912 году, управляющим Московской конторой Императорских театров был родной дядя Обуховой по отцу С.Т.Обухов. Он отказался принять племянницу, заявив, что 'это могут счесть протекцией'. Вот нынче бы следовать иным такому примеру порядочности.

С.Т.Обухов посоветовал Наде ехать в Петербург и поступать в Мариинский театр, где в то время был объявлен конкурс. Выдержав его, она могла быть принята и в Большой театр.

С блеском пройдя испытания в Петербурге под псевдонимом 'Г-жа Андреева', Обухова возвращается в Москву, однако в театр не поступает, так как выходит замуж и уезжает в свадебное путешествие. Начинается первая мировая война, и Надежда Андреевна становится сестрой милосердия.

В Москве, в доме второго её дяди, А.Т.Обухова, устраивались музыкальные вечера. Среди их участников были Б.Шереметьев, автор романса 'Я вас любил...', и Т.Толстая, написавшая романс 'Тихо всё'. И сам дядюшка Александр Трофимович остался в истории русской музыкальной культуры как автор всеми любимой 'Калитки'. На этих вечерах Надежда Андреевна и начала петь русские романсы, непревзойдённой исполнительницей которых она стала впоследствии.

В 1916 году Обухова приходит в Большой театр, чтобы главенствовать на его сцене более тридцати лет. Первая её партия была в 'Пиковой даме' Чайковского. После роли Полины ей поручают ведущие партии в операх Римского-Корсакова, Вагнера, Мусоргского, Сен-Санса, Бородина, Бизе. Их было много. Но о партии Кармен надо сказать особо, точнее, не об исполнении этой роли, а об отказе Надежды Андреевны от неё.

Вспоминает И.С.Козловский: 'Кармен она была блистательная, хотя не вскакивала во время знаменитой сегидильи на стол, не рвала страсти в клочки, а образ создавала полнокровный, живой и всё только вокальными средствами. А надо заметить, что это было в середине 30-х годов, когда Надежде Андреевне было около пятидесяти.

И вот в театр приходит молодая М.П.Максакова. Её дебют - Кармен. Мария Петровна поёт один спектакль, второй, и как-то получается, что Обухова эту партию уже не поёт.

Директором Большого театра в то время была Малиновская. Надежда Андреевна находилась с ней в приятельских отношениях. Казалось бы, стоит только пойти, попросить, похлопотать, наконец, устроить небольшой скандал... Нет! Обухова скромно, с достоинством оставляет эту партию для молодой певицы'.

Во время войны Обухова из Москвы не уезжала. 'И хотя, - как вспоминает её сестра В. А. Обухова, - Надя была ужасная трусиха и панически боялась голоса Левитана: 'Граждане, воздушная тревога', тем не менее каждый вечер шла на Пушкинскую площадь, в Радиокомитет, и пела'. Выступала она на вокзалах при отправке бойцов на фронт, в госпиталях.

Но был случай, когда она устроила концерт для одного слушателя. Им был великий русский художник М.В.Нестеров. Осенью 1942 года художник тяжело заболел и, когда ему стало чуть лучше, захотел послушать пение Обуховой. Надежда Андреевна узнала об этом и, хотя не была знакома с Михаилом Васильевичем, но, глубоко ценя его творчество, чувствуя духовную связь своей Марфы из 'Хованщины' и Любаши из 'Царской невесты' с женскими образами Нестерова, приехала к художнику и пела для него целый вечер. Назавтра она получила от Нестерова подарок - акварель с её изображением в роли Марфы и надписью: 'Глубокоуважаемой Надежде Андреевне в память чудесного вечера. 10 октября 1942 года'. Через несколько дней Нестерова не стало.

Закончить эти заметки хотелось бы словами Г.Г.Нейгауза: 'Имя Надежды Андреевны Обуховой сияло и продолжает сиять, как звезда первой величины, на столь богатом звёздами небосклоне, именуемом искусством русского пения...'

Г.БАБУШКИН

 На седьмой звуковой странице в исполнении Н.А.Обуховой вы услышите романс 'Тихо, так тихо' (М.Перротте) и флорентийскую песню 'Пимпинелла' (П.Чайковский) на итальянском языке.

 

 Звуковая страница 7 - Н.Обухова: судьба и роли.

 

На главную страницу