Обл.1
обл.2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3
обл.4
 

(окончание)

:закладываются прежде всего в семье. Трудно пропагандировать, скажем, классическую музыку, если дети у себя дома постоянно видят, как отец и мать с первыми звуками симфонического оркестра поспешно выключают радио или телевизор. Приходится слышать от родителей, что они не находят общего языка с детьми, особенно с подростками. Уверен, что с помощью искусства этот язык найти легче. Скажем, семейное чтение книг, семейное музицирование... Спросят, зачем дома читать вслух, если наши дети читают уже чуть ли не с пяти лет. Однако здесь играет роль личностное воздействие. Ребёнку всегда важно, кто читает, ему хочется высказаться самому, может быть, поспорить о прочитанном. Кстати, мне больше всего запомнились те романы, которые я в детстве читал отцу. Возможно, первые попытки объяснить литературные страницы близкому человеку и стали первыми уроками эстетики. Хочу рассказать о знаменитом у нас в Литве ансамбле семьи Гайжаускасов. Отец, композитор Юргис Гайжаускас, создал ансамбль народной музыки, который ныне известен по всей республике. Правда, и семья эта большая: отец, мать, десять детей, а теперь уже и внуки композитора. Кстати, профессиональными музыкантами стали только трое. Однако в ансамбле все участвуют успешно: и кандидат математических наук, и художник по металлу, и столяр, и воспитательница детсада, и учительница...

В прошлом году мы попытались провести смотр семейного художественного творчества под девизом 'Красива наша семья'. На сцене не только играли, пели, танцевали, но и резали по дереву, рисовали... И главным тут были не конкурсные, состязательные начала, а праздник и красота общения людей, разнообразные их увлечения. Я говорю о том, что реально существует, что стало традиционным. Но не надо забывать, что эстетическое воспитание, трудовое, нравственное, воспитание в школе, семье, на улице нельзя обособлять: они приносят плоды только в естественном переплетении. И все наши усилия надо направлять на воспитание гармоничной личности. Личности, способной на созидание, стремящейся и себя, и мир сделать лучше, чище, возвышеннее. Тогда не будет возникать вопроса 'Легко ли быть молодым?', как в одноимённом фильме. Трудно быть молодым, потому что у них впереди вся жизнь, им продолжать строить новое общество, и они должны быть во всеоружии к этому готовы.

Фото А.ЖИЖЮНАСА и Б.ЗАДВИЛЯ

 ===========================================================================

  Души прекрасные порывы

 
 

Йонас ЯКШТАС

ОТЧИЗНА

 

Из зимы твоей выбежал я,

из дремотной прохлады жнивья,

о ты, сказочный край мой, отчизна.

 

Ещё сено в моих волосах,

весь я липовым мёдом пропах

и твоим полотном домотканым.

 

Как овечек безропотных гурт,

реки, тропки за мною бегут,

а твой ветер лицо проясняет

 

Вижу каждым окном хуторов,

плачу стужей твоих вечеров

и смеюсь твоей нивой цветущей

 

Запылится листва и трава,

запылится моя голова,

полотно домотканое, окна.

 

Каждый мой остывающий год

озарит, словно липовый мёд,

твоя тёплая тень, край отцовский!

 

ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТ

 

Солнце клонится в рябину,

сумерки встают над лесом,

в вышину уходят росы

на уснувших луговинах.

 

По проложенным тропинкам,

капельки росы смахнувши,

с гулкого вернутся луга

наши летние труды:

сено мы сгребали,

жали рожь,

теребили лён,

вспахивали землю.

 

Вот они домой вернулись.

Отдохнув после работы,

мы им всем почёт окажем,

усадив с собой за стол.

 

А потом мы их уложим

в мягкую кровать,

укроем собственной душой - пускай же

отдохнут до летних дней.

 

И зимою будет пахнуть

запахами луговыми,

этот тёплый нежный запах

стужу зимнюю вспугнёт.

 

РЕКА ДЕТСТВА

Что нам так дорого на этой

земле - почти не сохранилось.

Разглядываю мостик ветхий.

Куда же речка схоронилась?

 

Кто загрустит, что нет местечка,

где видишь небо с облаками?

Я столько раз ходил по речке,

что вычерпал её шагами.

 

ТЫ БУДЬ

Без окончанья будь, исток,

и без начала будь, исход,

ты без волненья будь, поток,

и будь волнением без вод,

светилом ты без неба будь,

без солнца небом быть смоги,

ты будь, безбрежный водный путь,

и берегами без реки,

ты без зимы будь, снежный ком,

зимой, когда сошли снега,

без пламени будь огоньком,

будь пламенем без огонька,

а также будь, безгласный зов,

ничем не порождённый глас,

оконным светом без домов,

уютный дом, где свет погас,

без ночи днём ты быть сумей,

без дня затишием ночным,

будь прошлым без грядущих дней

и только будущим одним,

будь словом, потерявшим смысл,

будь смысл, когда слова ушли,

ты будь землёю без могил,

будь мне могилой без земли.

 

ЧУЖАКИ - НИКОГДА

Обращаю я в сторону вечера взгляд -

и минувшее снова такое далёкое.

И все окна распахнуты прямо в закат,

ходят люди чуть видной дорогою.

 

Будет звук потемневший бродить у окна,

и вершины деревьев стоять просветлённые.

И внезапно, как буря, ворвутся в меня,

громыхнут голоса отдалённые!

 

Не виновны, что порознь рождаться должны,

и желания мы пожинаем различные.

Разделяют озёра, слова и дожди,

разделяют года и обычаи.

 

Но друг к другу стремиться мы будем всегда -

мы друг друга совсем обыскалися.

Далеки - это да, чужаки - никогда,

словно птицы мы перекликаемся.

 

ТУМАН

Мир убежал, как пёс, и не вернётся,

я не познал его до сей поры.

Но и туман иссякнет - ведь до донца

его долижет сонный пёс жары.

 

Заставив улицы бежать по жиле,

мы, с прошлым распрощавшись, будем вновь

все так же поживать, как прежде жили,

от 'с добрым утром' до 'приятных снов'.

 

На землю облака легли тенями,

а завтра солнцу целый день светить!

Но как же быть нам с прожитыми днями,

остаток дней чему нам посвятить?

 

 Перевод А.Давыдова

 

 

На главную страницу