Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

На третьей звуковой странице стихи Александра Твардовского. Читает автор.

  Звуковая страница 3 - А.Твардовский. Стихи последних лет.

 

          Спасибо, родина, за счастье

          С тобою быть в пути твоём.

 А. Твардовский

 

вы спрашиваете о Блоке:

            'Мы должны быть ритмичными и верными музыке, потому что великая задача сегодняшнего дня - напоить и пронизать жизнь музыкой, сделать её ритмичной, спаянной, острой'.

А.Блок

Испанскому композитору сеньору Дону Луис де Пабло.

Париж.

            Уважаемый сеньор! Из Вашего письма я узнал, что год назад вы прочли стихи Блока на итальянском, в переводе Анджело Мария Репелино, кажется. Стихи эти произвели на Вас большое впечатление, появилось желание работать над ними. И тут пришло известие, что ленинградец Сергей Слонимский написал кантату 'Голос из хора', где использовал многие блоковские стихи. Вы захотели непременно познакомиться с этой партитурой, говорили о великой музыкальности' стихов Блока и одновременно о невероятной сложности их воплощения в музыке. 'Как сочинять музыку к Блоку?..'

            Пожалуй, сошлюсь на пример Слонимского, и, может быть, это послужит ответом на Ваш вопрос.

            В каждой работе Сергея Слонимского поражает запас энергии. Он молод, дерзок. Его мастерство покоится на прочном фундаменте глубокой русской интеллигентности. Поверьте, это не бахвальство, но у нас сейчас замечательная композиторская молодёжь. С одной стороны, она не сдерживает себя в поисках, с другой - относится с уважением, далеко не деланным, к русским музыкальным традициям. У Слонимского оно выражается в любви к фольклору и истории России. Так он подошёл и к стихам Блока. Для него Блок - поэт социальный прежде всего. 'Блок более современен, чем многие ныне живущие поэты. Актуальность блоковских стихов стремительно нарастает', - говорит Слонимский.

            И родилась музыка кантаты 'Голос из Хора'. Естественно, я не собираюсь пересказывать кантату. Но вот есть у Блока романтическая драма 'Роза и крест', замечательная именно музыкальностью. Среди главных действующих лиц - бродячий певец - трувер Гаэтан. Его песнь Слонимский сделал одним из кульминационных моментов кантаты. На звуковой странице вы услышите стихи и музыку. Стихи, конечно, сугубо лирические. Во всяком случае, так их читал друг Блока, замечательный русский актёр Василий Иванович Качалов. А поэт, обращаясь к Московскому Художественному театру, писал: 'Гаэтан - не человек, призрак. Как бы чистый зов к Радости - Страданью. Он певец, сам не знающий, о чем поёт:'

            У Блока Радость - Страданье вечно сопутствующие состояния. Одно без другого невозможно. Одно другое дополняет, делает более ощутимым. 'Сердцу закон непреложный Радость - Страданье одно:' Но именно Радость видит С. Слонимский своеобразным 'пиком' песни Гаэтана. Радость бытия, радость творчества. Акценты расставлены абсолютно точно. И композитор убедил нас. Блок обрёл новые черты.

            :Потом был концерт в Большом зале Московской консерватории. Выступили вместе Вишневская, Ойстрах, Ростропович, композитор Вайнберг. Играли впервые романсы Дмитрия Шостаковича на стихи Блока для сопрано и классического трио.

            Шостакович был ещё подростком, когда Блок ходил по заснеженным улицам Петербурга. Возможно, он слышал Блока в публичных чтениях. И, конечно, дома у него, как во многих наших семьях, томики Блока стояли на ближних полках. Вам знакома искренность Дмитрия Шостаковича, его рыцарская честность перед лицом музыки. Какое замечательное подтверждение всему его последнее сочинение! 'В стихах Блока меня привлекла лиричность и глубокая музыкальность', - высказывание сдержанное, как всегда у Шостаковича. Но слышу здесь другое. Он написал музыку не к Блоку, не для Блока, а потому, что есть в нашей жизни ещё и радость перед фактом существования блоковской поэзии, удивление её красотой. Нотная бумага этой радости не только не поглотила, но сделала её почти физически ощутимой.

            Я слышал романсы Шостаковича и не задумался о том, как это сделано. 'Как', наверное, не волновало и Шостаковича. 'Что сделано' волнует нас всех. Первое впечатление - музыка. Она написана удивительно просто и с той высокой чистотой, которая отличает каждого большого художника в вершинный период его пути. Поэт в музыке Шостаковича живёт не в музыкальном переводе. Дух его творчества Шостаковичу близок и понятен. Затрудняюсь сказать, воплотил ли Шостакович время Блока или прочёл его через призму своего трудного и славного опыта. Думаю, что родилась музыка, которой счастлив был бы Блок и восхищаемся мы.

            Дальше прошу Вас обратиться к пластинке. Даже та небольшая часть музыки, что там поместилась, думается, скажет Вам очень многое.

Звуковая страница 5 - На стихи Александра Блока. Музыка С.Слонимского и Д.Шостаковича. Исполнители: М.Царёв, Г.Вишневская, М.Ростропович, русская хоровая капелла (дирижёр Г.Рождественский).

 

С почтением Анатолий АГАМИРОВ

 

             P.S. В письме к матери Блок писал: 'В наше время музыка и поэзия только ведут прямиком к сердцам. Музыка труднее. Но иногда она представляется мне столь же святой, как земля, трава, заря'.

     

На главную страницу