Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

Лев ЛОНДОН

--------------------------------------------------------------------------------

Записано со слов писателя Андрея Андреевича

--------------------------------------------------------------------------------

 УБИЙЦА ИЗ МАРИУПОЛЯ

   Я сижу над Москвой-рекой, знаете, у метромоста, там скамеечки - пишу пьесу. Точнее, выкраиваю из уже напечатанной повести. Вроде это совсем не трудно, действующие лица испечены: героиня с весьма сложным характером назло всем определилась прорабом, заставил её влюбиться в старшего прораба, сухонького, невзрачного; есть и большой начальник, строгий, конечно, и, как сейчас все начальники в литературе, отрицательный тип. Присутствует простоватый, но положительный бригадир Алёшка, ну и целая компания разных людей полуплохих-полухороших. Всё есть, пожалуйста! Вот я беру папку, кладу листок бумаги, карандаш... Нужно начинать? Ан нет, почему-то молчат герои пьесы, я прислушиваюсь: вроде пискнул Алёшка. Ну-ну, давай! Молчит... Нет у меня этого самого вдохновения, на которое ссылаются все авторы. И вдруг на скамейку усаживается какой-то худощавый паренёк. Он опустил голову. Так, великолепно, получил   официальное   право   отложить пьесу, вступить в переговоры с пареньком   (ведь   писателю   надо   общаться с людьми). Я незаметно двигаюсь к нему.

   -  Жарко как! - говорю я, глядя перед собой. - И вроде река внизу, а не освежает.

   Парень молчит.

   Чёрт побери, беседа, видно, не состоится, неужели снова придётся браться за пьесу? А интересно, чего он молчит, может быть, неудачная  любовь? Попробую напрямую.

   -  Молодой человек, чем вы так опечалены? - сладким голосом начинаю я. - И вообще, какие могут быть печали у молодости?

   Он подымает голову. Вблизи глаза его голубые,  голубые... Да, скорее всего тут любовь.

   -  Я убил человека, - тихо говорит он. - В Мариуполе... Вот, сбежал сюда, в Москву.

   -  Шутите? -  Невольно  я  отодвигаюсь.

   -  Я хотел бы, чтобы это была шутка... Убил! - Он снова опускает голову.

  М-да! Что же мне сейчас делать? Вечно впутываюсь в разные истории. Что же делать? Собрать листки своей пьесы и уйти или пойти к автомату вызвать милицию? Но ведь за это время он может исчезнуть. Или взять его за руку и повести в милицию?

   -  Но-но, - произношу я в надежде, что всё изменится. -  Как    это?.. Почему вы не боитесь меня? Я ведь...

   -  Вы внушаете доверие. У меня в Москве никого нет.

   -  Как это  'доверие'? - упавшим голосом спрашиваю я. Час от часу не  легче. Ну и влип!

  -  Может быть, вы поможете.

  Я вижу, как в печальных голубых глазах убийцы зарождается надежда. Наконец прихожу в себя.

   -  Молодой человек, - я говорю строго, - вам следует сейчас пойти в милицию и всё рассказать.

   Искры надежды тухнут в его глазах.

   -  В милицию? - тихо спрашивает он.

   -  Конечно.

   -  Но там меня посадят в камеру. Я видел по телевизору, она совсем голая,  решётки   на   окнах... Потом суд.

   -  Знаете что, молодой человек...

   -  Меня звать Сергеем.

   -  Да-да, Сергей, пойдёмте, я помогу вам найти милицию.

   Он с ужасом смотрит на меня, вдруг бросается к обрыву и прыгает вниз. Я снова беру начатую пьесу... Но дело  не  шло,  мысли  всё возвращались  к парню из Мариуполя.

   ...На  следующее утро  я  не  пошёл  к реке, работал дома. В кресле задремал, показалось вдруг, что действующие   лица    пьесы    ожили.    Героиня вдруг скинула с себя прорабскую спецовку, приоделась и заявила, что не  хочет она любить сухоньких пожилых прорабов, как заставляет её автор; сухонький старший прораб подал заявление - переходит в кооператив 'Вепрь', где дают восемьсот рубликов в месяц; начальник главка шумел - надоело ему быть отрицательным персонажем, хватит издеваться над аппаратом, работает он так напряжённо, как и не снится автору. И все они, в том числе бригадир Алёшка, заявили, что соберут митинг, прямо поставят вопрос об авторе, который не помог парню из Мариуполя. Объявят забастовку.

  -  'Но почему? - жалобно спрашивал я. - Куда вы все уходите?'

   Я проснулся. В комнате было очень тихо, всё та же незаконченная пьеса лежала на столе.

   -  Ладно, друзья, - озлился я, - пойду к реке, но уж смотрите, увижу парня, скручу его и в милицию. Договорились?

   Мои герои мрачно молчали.

   У реки часа два работалось хорошо. Герои были послушны, и реплики возникали сами собой. Благодать-то какая, внизу река, подымешь голову - милое голубое небо. Даже взялся за бутерброды. Вдруг вдали показался какой-то человек. Ближе, ближе. Боже мой, это же он, убийца из Мариуполя! Я застыл.

   Он подошёл, печально глядя, сказал:

   -  Я вот... можете... берите...

   -  Молодой человек, - сказал я очень строго, - уже говорил - вам нужно обратиться в милицию.

   Он присел на скамейку.

   -  Хорошо, так и сделаю. Но у меня нет денег, чтобы добраться домой. И... я уже второй день ничего не ел...

  М-да, довольно интересная ситуация. Конечно, прежде всего пришлось предложить ему бутерброды. Пока он доедал их, я мысленно прикидывал, где можно достать денег. Так, за пьесу аванс уже взял и истратил; за исторический роман, который совсем не писался, аванс взял, тоже истратил; статья с таким чудесным названием - 'Две очень больших неправды' - не пошла в двух газетах. Убийца прикончил бутерброды.

   -  Вы не волнуйтесь, я верну вам всё по почте.

   -  Ладно, приходи завтра сюда в одиннадцать.

   -  Но... - он аккуратно вытер платочком пальцы, - я ещё голоден.

   Снова появилось желание уйти, но тут же представил себе, как потом в голову лезут мысли о молодом убийце с печальными глазами. Я вытащил последнюю четвертную.

   -  Сбегай-ка в киоск, тут внизу. Разменяй.

   Он небрежно сунул её в карман. Очевидно, он не понял или, может быть, не захотел понять, но встретились мы с ним только вечером.

   На следующий день в четырнадцать ноль-ноль я провожал Сергея. Мы стояли у вагона, я вручил ему билет и деньги на дорогу.

   -  Спасибо вам, - вежливо сказал он. - Вы, наверное, приехали, чтобы убедиться в моём отъезде?

   Я промолчал.

   -  Прощайте. - Он вошёл в вагон. Минуту я ещё видел его печальное лицо. Поезд тронулся, наконец я избавился от него... И вдруг я быстро пошёл за уходящим вагоном, потом побежал:

   - Сергей, напиши, слышишь?!

------------------------------------------

Записано со слов

самого убийцы

------------------------------------------- 

   Автобуса не было, я бежал. На станции   отправлялся   какой-то   поезд,   я пробовал вскочить в вагон, но сил уже не было. За руку меня схватил проводник.

   -  Так можно и остаться на станции, у молодой человек, - насмешливо  произнёс он.

   -  Да-да... - только и мог произнести я.

   В тамбуре он остро оглядел меня:

   - Вещички у мамочки?

   - Да-да...

   -  Ну иди, она уже, наверное, волнуется.   И  больше  не  греши.  Слышишь?

   - Да-да...

  Я ни разу ещё не ездил в общем вагоне, тут было полно пассажиров, которые распаковывали огромные свёртки с едой. Огляделся, стащить бы что-нибудь, сейчас я был вне закона, всё можно. Но люди, как я понял, в таких вагонах особо следят за своими вещами.

   Куда шёл поезд, что будет со мной, на какой станции меня вышвырнет из вагона проводник - всё было темно. Но главное - вырваться из города, не слышать отчаянного крика Нины...

   Можно долго рассказывать, как прятался я от вездесущего проводника,...

(окончание  на след. странице)

   

На главную страницу