Журнал 'Кругозор' 1972 ? 8, стр.8

Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

МАСТЕРА ОПЕРНОЙ СЦЕНЫ

грани таланта

Это была музыкальная телепередача. Актёр, легко и естественно двигаясь по сцене-пятачку, так же легко и естественно, точно ведя непринуждённый разговор, исполнял знаменитую песенку герцога Мантуанского. Эту сцену сменила другая, и на телеэкране заметался в отчаянии обезумевший от горя Фредерико из 'Арлезианки' Чилея, затем пуччиниевский Каварадосси:

Сначала мне показалось, что это очень удачно подобранный драматический актёр играет оперные сцены под фонограмму Виргилиуса Норейки. Но зрительная память восстановила облик молодого человека, виденного мной на одной из концертных площадок VI Всемирного фестиваля молодёжи в Москве в 1957 году. Тогда Виргилиус Норейка был отмечен дипломом первой степени и золотой медалью фестиваля за исполнение народных песен.

Тогда же первым в своей жизни интервью я рассказала радиослушателям о студенте Вильнюсской консерватории. А он, возможно, тоже в первом своём интервью, рассказал о себе. Играл в школьном духовном оркестре. Решил стать трубачом, пошёл учиться в Вильнюсское музыкальное училище. Но вскоре перевёлся на дирижёрско-хоровое отделение и: выступил солистом хора.

Первые рецензии на дебют Виргилиуса Норейки в партии Ленского в Вильнюсской опере. Рецензент отмечает приятный тембр небольшого (!) лирического тенора певца и сетует на некоторую скованность его движений. Как странно читать это сейчас, когда уже знаешь об овации, устроенной в 1965 году оркестрантами знаменитого 'Ла Скала' стажёру театра Виргилиусу Норейке. Он выступал тогда в партии Пинкертона ('Чио-Чио-сан' Пуччини). У оркестра 'Ла Скала' существует традиция прекращать игру и стуком отвергать кандидатуру певца либо приветствовать его аплодисментами. Когда пел Норейка, оркестр прекратил игру: и устроил овацию.

Голос Норейки обладает всеми лучшими чертами итальянского бельканто. От былой скованности певца на сцене не осталось и следа. Перед вами умный драматический актёр, пластичный и лёгкий, необычайно темпераментный, быть может, порой даже чрезмерно.

Он отличный партнёр в спектакле. Часто вместе с Виргилиусом Норейкой выступает Тамара Синявская. Мне показалось любопытным одно её замечание о том, что очень важно, когда у партнёра живые глаза, в которых видишь отклик на собственные переживания. У Норейки, по её мнению, именно такие глаза.

Норейка - Ленский лиричен, мягок, поэтичен. Совсем иной он в партии Владимира Игоревича ('Князь Игорь' Бородина). Мужественный, пылкий, он заразил своим темпераментом Кончаковну - Синявскую настолько, что их знаменитый дуэт стал одной из лучших сцен оперы. Синявская рассказывала, что им чуть не пришлось бисировать этот дуэт на сцене парижской 'Гранд-опера' во время гастролей ГАБТа во Франции, настолько горячо приняла его публика.

С не меньшим успехом выступает Виргилиус Норейка в камерных концертах. Романсы Глинки и Грига, циклы Шумана, песни Шуберта: Здесь у певца нет партнёра, отсутствует многотембровое оркестровое сопровождение. Все построено на точном ощущении музыкальной фразы, слова. В опере певец пользуется крупными, яркими мазками большого полотна, в романсах - прозрачными штрихами акварельной миниатюры. Вы сможете почувствовать эту разницу, услышав на восьмой звуковой странице нашего журнала в исполнении Виргилиуса Норейки романс Шереметьева на стихи Пушкина 'Я вас любил' и арию Каварадосси из оперы Пуччини 'Тоска'.

Людмила КРЕНКЕЛЬ

 

Звуковая страница 8 - Поёт Виргилиус Норейка.

На главную страницу