Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

ЗВЁЗДЫ, ДОБЫТЫЕ В НЕБЕ

СЛУЖУ СОВЕТСКОМУ СОЮЗУ!

 

   Звёзд много. 62 - на фюзеляже истребителя 'Лавочкин', ставшего теперь музейным экспонатом. Три золотых - на груди коренастого человека в генеральском кителе. И ещё - по две на каждом погоне. Эти звёзды - высокая мера признания Родиной заслуг её верного сына.

   Обладателя звезд можно увидеть на сессиях Верховного Совета и за штурвалом новейшего военного самолёта. На съездах партии и среди друзей-космонавтов. Он обучает молодых пилотов лётному мастерству, в паводок бомбит с вертолёта ледяные заторы, помогает вызволять рыбаков, терпящих бедствие. Имя известно всей стране: трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб.

   Иван Никитович родился в селе Ображеевка на Сумщине полвека назад. Двадцать три года спустя в небе над Курской дугой старший сержант показал умение советского аса. 800 фронтовых дней - до Берлина, 330 боевых вылетов, 120 воздушных схваток, 62 сбитых самолёта. И - ни одного случая, когда бы лётчик не посадил свою, пусть даже подбитую машину на родной аэродром!..

   Однажды в пятом за день боевом вылете напарник Кожедуба, увлечённый преследованием врага, оторвался от своего комэска. Сразу же к 'Лавочкину' ринулись четыре 'Фокке-Вульфа-190' и зажали его в 'клещи'. Казалось, печальный исход предрешён: почти не бывало случаев, чтобы лётчик вырвался из подобной ситуации... Но Кожедуб, увёртываясь от трассирующих очередей и отвечая огнём, заставил гитлеровцев позорно ретироваться: они не выдержали напряжённого темпа схватки. И когда командира полка спросили, какими качествами должен обладать лётчик-истребитель, чтобы совершить то, что удалось в тот день Кожедубу, он ответил: 'Качествами Ивана Кожедуба!'

   В жизни каждого человека есть моменты наивысшего взлёта духа и воли, когда с особой силой проявляется сплав всех лучших качеств, всех черт характера. В жизни бесстрашного воина, убеждённого коммуниста таких мгновений больше. В жизни военного лётчика это школа особого мастерства, где исход сражения решает не одна только смелость. Изучая повадки противника, навязывая ему своё решение, Кожедуб вёл бой так, как было выгодно его группе. В нём жила упрямая уверенность, что он всегда в критическую минуту сумеет опередить на какой-то миг противника. Неуловимые мгновения слагались в подвиг.

   12 октября 1943 года. Идёт сражение за Днепр. Подразделение Кожедуба сделало несколько вылетов, командир с напарником сбил две вражеские машины, лётчики устали. Но приказ: поднять эскадрилью на прикрытие переправ. Вдали показались пикирующие бомбардировщики. Эскадрилья атакует фашистов, которые спешат освободиться от бомб, чтобы налегке удрать восвояси. Однако флагман пытается прорваться к переправе. Кожедуб устремился к нему. Дистанция сокращается. Одна, вторая очередь, и меченная паучьей свастикой машина загорается. Но и Кожедуб чувствует: что-то неладно с его истребителем. Осматривает плоскости. С правой стороны из бензобака выбивается огненная струя: горит бензин. Пока не поздно, надо прыгать с парашютом. Лётчик быстро открывает фонарь, отстёгивает привязные ремни и вспоминает: внизу территория, занятая врагом, до своих - километров двадцать. 'Нет, живым не дамся'. Он ищет подходящий объект на земле. Впереди - село, в овраге поодаль - вражеские танки. Из домиков выбегают гитлеровцы. Стремительно нарастает земля, уже видны лица фашистов, разбегающихся от горящего самолёта. И вдруг - неожиданное: у самой земли мощный поток воздуха срывает пламя на крыле. В тот же миг приходит новое решение, и самолёт, едва ли не рубя винтом головы оторопевших гитлеровцев, проносится над ними и бреющим полётом уходит к Днепру. Спохватившийся враг начинает бить из зениток, но уже поздно. Кожедуб над своей территорией, он напевает: 'Ой, Днипро, Днипро'. Теперь можно и покинуть дымящийся самолёт. Но жаль боевую машину, не раз выручавшую в бою. Пилот 'дотягивает' до аэродрома.

   Это был обычный фронтовой день, и прошедший бой не отметили очередной наградой. Только ещё одну звёздочку нарисовали техники на левом борту отремонтированного 'Лавочкина'...

   После войны И.Н.Кожедуб закончил две академии, командовал крупными соединениями.

   - Не могу без неба! - признаётся он.

Валентин МАНИОН

  

Звуковая страница 2 - 'Не могу жить без неба!' Рассказывает трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб.

На главную страницу