Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

ЗРИМАЯ МУЗЫКА

Николай КАРЕТНИКОВ

Проигрывать со скоростью 24 кадра в секунду

Никто не слышал концертных залах, со сцен филармоний или в летних парках в одной из симфонических программ. Но когда в продажу выпускают грампластинки с его мелодиями из кинофильмов, они расходятся миллионными тиражами и занимают своё место в коллекциях меломанов.

Можно сказать совершенно определенно, что Нино Рота являет собою исключительно редкую и чрезвычайно серьёзную профессию - профессию кинокомпозитора, ибо я беру на себя смелость утверждать, что работа композитора в кино есть совершенно особая, отдельная о иных музыкальных жанров профессия, требующая своей специфики, дающая результат из сплава звука и изображения.

Много раз бывало так, что крупные композиторы с известным именем приходили работать в кино. Много раз бывало так: музыка - великолепная сама по себе - звучала отдельно, случайно, экранное действие шло также отдельно и, прямо скажем, нередко уступало ей, подавлялось ею. Но бывало и так, что незатейливая песенка ложилась в память многих поколений не столько из-за её музыкальных достоинств, сколько из-за ассоциаций, навеянных фильмом, из которого она пришла.

Нино Рота знает свою профессию исчерпывающе. А знать эту профессию - это не только уметь писать музыку. Это значит - знать законы драматургии кинематографа, монтажа, образного строя актёрского ремесла. Это значит знать музыку всех эпох и народов, всех школ и направлений и, если нужно, отойти от собственного авторства и прибегнуть к остроумной и блистательной, а главное, уместной стилизации.

   Такие итальянские режиссёры, как Луиджи Висконти, Джузеппе Де Сантис, работали с Нино Рота. Итальянский неореализм окрашен его музыкой. Однако когда говорят о Нино Рота, прежде всего вспоминают Федерико Феллини. Они всю жизнь работают вместе. Не случайно. Очевидно, у этих двух художников есть необходимость друг в друге, которая при творческом союзе объединяет людей навечно. Феллини - такой режиссёр, которому музыка нужна не для иллюстрации и не для 'заштопывания' дыр в картине. Достаточно вспомнить одного из героев 'Сладкой жизни', Штайнера, чтобы понять, что без ре-минорной 'Токкаты и фуги Баха его образ просто бы не  состоялся. Почему Нино Рота не написал органную пьесу сам? Потому, что именно Бах, как увлечение Штайнера, даёт точную и локальную краску человеку, который в картине, переполненной персонажами, должен читаться если не исчерпывающе, то хотя бы чётко.

   В картинах Феллини и Рота всегда есть компиляция. Это не случайно. Известную миру музыку можно неожиданно и совершенно в новом качестве подать в кино. Поэтому, вероятно, в сцене гарема из '8½' звучит 'Полёт валькирий' Вагнера не только из соображений ритма и настроения, но и как блистательный подтекст.

   Принято думать, что без Феллини не было бы Рота. Но кто знает, был бы без Рота Феллини? Социальная значимость фильмов не была бы, видимо, столь эмоциональна, если бы, скажем, в 'Дороге' тяготы жизни современной трудовой Италии не были подчеркнуты демократической стихией музыки, если бы обличения 'Сладкой жизни' не были бы усугублены гротесковыми звучаниями музыкальных тем. А Феллини - в первую очередь мыслитель социальный.

   И ещё одно: Рота использует в своей работе музыку самых разных композиторов: Баха, Чайковского, Вагнера, Штрауса, Россини, Хачатуряна. Но в его руках музыка эта приобретает в фильмах чисто национальный, итальянский характер. И это загадка, та тайна таланта, которая, очевидно, и объединяет его с Феллини, единственным, может быть, человеком, постигшим и разделившим эту тайну.

На снимке: кадр из фильма Федерико Феллини 'Дорога'.

 

Звуовая страница 10 - Зримая музыка. Нино Рота. Музыка к к/ф Федерико Феллини.

На главную страницу