Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

Бабушкин граммофон

буду петь - буду жить

            ':Слышал - увы! - лишь в граммофоне, - Варю Панину, - писал А. Куприн. - Заочно понимаю, какая громадная сила и красота таились в этом глубоком, почти мужском голосе:' Критик А.Р.Кугель отмечал в песнях прославленной цыганки 'глубокую, затаённую, как ночь, непроницаемую страсть'. А художник Константин Коровин однажды осмелился противопоставить пение Вари Паниной: 'вдохновенному искусству' своего друга Ф.И.Шаляпина. 'Ты слышишь, - сказал Шаляпин Серову, - Константину не нравится, что я пою. Плохо пою. А кто же, позвольте вас спросить, поёт лучше меня?.. - А вот есть. Цыганка одна поёт лучше тебя. - Какая цыганка? - Варя Панина. Поёт замечательно И голос дивный. - Это какая же, позвольте вас спросить, Варя Панина? - В 'Стрельне' поёт. За пятёрку песни поёт. И поёт как надо'.

            Современники считали Панину последней представительницей подлинно цыганского песенного искусства, ставшего популярным в России ещё в начале прошлого века. Стремились резко противопоставить искусство Паниной новейшей псевдоцыганщине, профанировавшей старые национальные традиции. 'Её исполнение, - писал один из критиков, - не имело ничего общего с противным гнусавым пением в нос большинства мнимо цыганских певиц'.

            А.Р.Кугель вспоминает одно из выступлений Паниной в узком кругу почитателей. ':Панина была в широкой, очень просторной, вроде пиджака, кофте странного какого-то цвета: Сев на стул посреди комнаты, она сейчас же закурила: Курила она беспрерывно, несмотря на заметную одышку. У Паниной была добрая, славная, умная, хотя несколько наигранная 'актёрская' улыбка, и глаза у неё, смотревшие с ласковой проницательностью, были прекрасные, с живою искрою в зрачках'. Далее критик описывает поистине ошеломляющее воздействие панинского пения: её слушали 'со сладкой тоской; с жаждой страдания'. ':Как струйки расплывающегося табачного дыма, стелились под потолком кольца её песни, и ныло сердце: И было божественно прекрасно'.

            Лишь в девяностые годы тридцатилетняя Панина стала выступать на концертной эстраде. Пела она обычно в сопровождении двух гитар (К.Васильев и Н.Шишкин) иногда с добавлением цитры. При её участии устраивались 'исторические концерты' цыганской хоровой песни, в которых демонстрировался длительный путь и эволюция этого жанра. Таким образом, многие узнали Варю Панину на исходе её жизненного пути, когда голос звучал уже не так ярко, как в юности.

            Уже немолодая женщина, мать пятерых детей, она выходила на эстраду в строгом, нарочито неэффектном наряде, 'быть может, подчёркивая этим пожилой свой возраст и мужскую ухватку'. Тем не менее, увлечение искусством певицы не ослабевало до последних дней её жизни. 'Концерт знаменитой Вари Паниной был переполнен, - сообщал рецензент журнала 'Рампа и жизнь' за несколько месяцев до её смерти. - Панина, допевающая свою лебединую песню, до сих пор вызывает волнение в сердцах 'панининстов':'

И. НЕСТЬЕВ

 

Звуковая страница 7  - Слушая граммофон: Певица Варя Панина.

На главную страницу