Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

ГЕРОИ НА ВСЕ ВРЕМЕНА

Интервью с лауреатом Ленинской премии хореографом Юрием Григоровичем ведёт комментатор Ирина Страженкова.

- Ваше кредо постановщика?

Григорович. Добиться максимально непохожего! Кстати, не следует забывать, что балетный режиссёр совсем не то, что режиссёр драмы и кино. Он не ставит, а сочиняет. Вспомните, раньше в афише ведь прямо так и писалось: 'Балет сочинён и поставлен...'

И в этом смысле постановщик имеет дело как бы с лепкой огромной, многофигурной живой скульптурной композиции. Мы старались раскрыть, в разных аспектах разумеется, героический пафос, действие значительной личности, идеи гуманизма и свободы, причём гуманизма классового. Так в центре спектакля встали два сильных персонажа, несущих в себе противоположные заряды: Спартак и Красс.

- Сфера вашей работы простирается от полифонической до сольной хореографии. Побудил ли 'Спартак' к созданию и каких-то новых, специфичных форм?

Григорович. Если вы имеете в виду монологи, то попали как раз в точку. Монологам основных героев я придаю огромное значение. Вы, вероятно, заметили, что в каждом действии герои 'произносят' монолог на авансцене. Эти монологи, как и сцены, как и весь балет, естественно, соотносятся с музыкой Хачатуряна.

- Работая над исторической темой, насколько вы считали себя обязанным соблюдать 'меру точности'? В какой пропорции виделся вам синтез исторической достоверности и художественного домысла?

Григорович. Характер эпохи, безусловно, оказывает влияние на каждого художника. Например, сцена боя гладиаторов в доме у Красса - один из штрихов достоверности. Это исторический факт: был действительно беспрецедентный случай, когда не на арене цирка, а в роскошном зале на глазах патрициев лилась кровь рабов-гладиаторов рядом с плясками мимов и танцовщиц... Но не это, как мне кажется, отмечает наш спектакль. Вот, скажем, патрицианский бал - он 'придуман' от начала до конца! В Древнем Риме не могли 'так' танцевать, как и вообще не могли танцевать 'это'. Но образ Золотого Рима, еще кичащегося своим могуществом, мне казалось убедительнее представить не блистательными колесницами и колоннадами, а характером танца, внутренним обликом сцены.

Мне кажется, наш 'Спартак' отмечен как раз отличием от 'механической' достоверности. Мы выбрали фон всему спектаклю - груботёсаный серый камень и две арки, чуть намечающие архитектурный символ вечного города. И не стали делать ни цирков, ни форумов... Вот это-то и есть, по-моему, правда художественного вымысла. Более того, думается мне, что условное искусство балета противоречит 'реальности' сценических атрибутов в той же степени, в какой сам дух спартаковской эпопеи близок и понятен нам, живущим два тысячелетия спустя. Поэтому мы стремились к гармонии пафоса, искренности и художественного мастерства, которая способна увлечь зрителя.

Снимки на этой странице знакомят с постановщиком Юрием Григоровичем, оформлением спектакля, созданным Симоном Вирсаладзе, и одним из исполнителей роли Спартака - Михаилом Лавровским. На звуковой странице - музыка Арама Хачатуряна.

Звуковая страница 5 - Слушайте - танец. Арам Хачатурян. Музыка из балета 'Спартак'.

 

 

РАБОЧИЙ космос

Слушайте песню-репортаж 'Без меня не улетай'.

    В стихах, появившихся задолго до полёта 'Союза-9', есть такая строка: 'Спешим не в космос - на работу'.

   Сегодня стартовая площадка космодрома начинает всё более походить на заводскую проходную. В космос летают работать. Ловят звёзды в объектив секстанта. Управляются с кибернетическим устрой-ством. Выполняют задания бюро погоды. Делают производственную гимна-стику, измеряют давление и пульс, играют, если выпала свободная минута, в шахматы. Говорят по радио с родными. Забыв завести будильник, просыпают начало смены... Словом, ведут себя в космосе совсем по-земному. И окружены совсем земным комфортом: всё-таки почти девять кубометров жилого объёма - можно спокойно работать.

   Песня-репортаж Бориса Вахнюка на первой звуковой странице журнала рассказывает только об одном событии, которое произошло вечером 8 июня 1970 года, в самом начале второй рабочей недели в космосе Андрияна Николаева и Виталия Севастьянова. 'Без меня не улетай' - так мы назвали эту песню-репортаж.

  Звуковая страница 1 - Земля - Космос: 'Без меня не улетай'. Песня-репортаж.

  

 

  На главную страницу