Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

И ОЖИВАЕТ СТАРИНА

   Касаюсь плечом шершавого ствола. Колючий комок, шелестнув по листьям, падает к ногам и распадается, высвободив два маслянисто-коричневых каштана. Позже они потускнеют, съёжатся. И Лёня, мой спутник, скажет:

   - Высадить - прорастут? Хорошо бы: в Москве, у порога - каштаны из Диканьки...

   Сумрачно, хотя и не вечер ещё. За гребёнкой поределого верболоза угадывается силуэт хаты; тихо светит низкое окно. Минута, другая... вот тягуче заскрипят ставни, вскрикнет петух - и начнёт твориться милая сердцу чертовщина, которую наговорил Гоголю Рудой Панько...

   - Не со мной было, брехать не хочу, с моим соседом, но чистая правда! Как вечер, часов с девяти до десяти в хате берёт - и кидает, берёт - и кидает. Кликнул он меня, еще мужиков и баб, сидим ждём, а оно и верно: берёт - и кидает. Ведро взяло в сенях - и перевернуло, а потом в окно - бух, бух! И не день, с неделю такое было...

   - И чем кончилось?

   - Позвали соседа в милицию.

   - Помогли?

   - Нет. Но кидать перестало...

   Если бы рассказали мне эту историю, предположим, в Москве, на Гоголевском бульваре, я, может, и не поверил бы в неё. Но в том-то и дело, что услышал я её на хуторе близ Диканьки.

   Пасечника зовут Михайло Прокопьевич Пронь. И хутор, между прочим, называется Прони. Не дальний ли прадед пасечника дал хутору это имя?

   - Могло быть и так. Да грех обольщаться. Землю вон копнешь, глянь - черепок от времен незапамятных, когда и Проней-то не было.

Хата у Михаилы Прокопьевича старая, еще после первой мировой ставлена. Одна из немногих, которые пощадила здесь последняя мировая.

   - Земля тут такая: долго все живет, и дома, и сказки тоже. И деревья, и люди. Мне вон семьдесят шестой, а Соньке... Сестро!

   'Бессмертная душа народа',- сказал А.Довженко об украинском танце. Но только ли о нём?..

   Человек издавна привык, венчая свои удачи, выплескивать душу в веселье - ярком, стоголосом, неповторимом. Родившееся когда-то и отобранное поколениями, веселье это становится потом обрядом, традицией. Наряд, сбереженный от прабабки и не превратившийся в повседневную одежку, украшенная лентами русская тройка, отчаянный ритм свадебной пляски - то, что вынесено на цветной разворот журнала. (Фото Б.Кузьмина.) Таинственная приподнятость сказок и обычаев гоголевской Диканьки - на седьмой звуковой странице и в публикуемом очерке.

(окончание на след. странице)

  Борис ВАХНЮК

Полтавская область, Диканька

 

Звуковая страница 7 - 'От прежних дум, от прежних лет...' Репортаж с хутора близ Диканьки.

На главную страницу