Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

НА КАРТЕ ЛЁГКОЙ МУЗЫКИ

(окончание)

В.ГАЙДАМ0ВИЧ, корр. ЦТ

 ...ского композитора Иона Кристиною 'Ни слезы...'

   Но вот поэт, композитор и исполнитель из Бельгии Жак Юстен поднимает над головой фигурку 'Золотого оленя'. Главный приз он получил за интерпретацию популярной румынской песни 'Не плачь, бэби' Элли Романа и за своё произведение 'Камелии'. 'Серебряный олень' присуждён Иозефу Лауферу из Чехословакии, жизнерадостная манера испол-нения которого покорила и публику и жюри. С 'Бронзовым оленем' уехала на родину молодая бельгийская певица Калинка.

   На европейской карте лёгкой музыки появился ещё один фестивальный флажок.

Бухарест.

Н.ГРАЦИАНОВ, соб. корр.Всес.радио

 (окончание)

Вторую и третью премии получили песни молодого композитора Дон Баки 'Белый домик' и 'Канцоне'. Дон Баки известен как автор лиричных мелодий и как исполнитель собственных произведений (он записан на пластинки, часто выступает по телевидению) и как киноактёр (играл одного из семи братьев Черви в фильме, посвящённом итальянскому Сопротивлению).

   Песню Дон Баки 'Белый домик' исполняли популярная Орнелла Ванони и молодая певица Мариза Санния. Любопытно, что ради эстрады Мариза отказалась от спортивной карьеры: она была чемпионкой Италии по баскетболу.

Рим.

Сан-Ремо. Открытия 68-го года: Серджо Эндриго, Орнелла Ванони. Джильола Чинкуэтти.

 

,..И ВСЁ БЫЛОЕ

   Песня живёт в русской поэзии свободно и властно, как водяной в воде. Можно сказать, всякая поэзия - из песни. Но иные в наш век, будто чванные горожанки, стыдятся простого родства. Помилуй бог, не только, чтоб не пелось,- чтоб косноязычило, не читалось.

   Песня - дух нашей поэзии. Сам строй стиха песенный. Оттого так многое и поётся. И пусть знатоки спорят о том, как именно поётся: где песня, где романс. Пусть пишут диссертации о том, что есть что. Почему 'Выхожу один я на дорогу' - песня; 'Нет, не тебя так пылко я люблю' - романс? Или чем стилизованные 'Девицы-красавицы, душеньки-подруженьки' народнее 'На холмах Грузии'? Не наша забота. Думаю, некоторым разница представляется примерно так: если доносящееся из окна пение подхватывает хором вся улица - песня, если каждый прохожий себе под нос - романс... Но ведь лирика - для каждого в отдельности.

   Судьба романса полна превратностей. На заре своей в Испании терпел гонения он за народность, простонародность, как противовес официальному латинскому пению. Времена менялись, менялся романс. То подымался до вершин классики, то опускался до самопародии. А люди пели. И поют. Из поколения в поколение.

   Русский романс в своей главной части - это великая поэзия. И Пушкин, и Лермонтов, и весь поющийся Фет, и даже ушедший в философскую думу Тютчев. А Денис Давыдов, Баратынский, А.К.Толстой... В пушкинские времена романс определяли как песню, лирическое стихотворение для пения с музыкой. Слава богу, первоклассных лирических стихотворений русской поэзии не занимать стать. И сами они просились на музыку. И часто получали её из лучших рук. Впрочем, бывало, что оставался неизвестен композитор, как в тютчевском 'Я встретил вас...', или вовсе неведом автор слов, а песня живёт сама по себе, знаменитая только своей собственной славой.

   В чём все-таки секрет романса, отчего на долгом протяжении волнует он поющего и слушающего? Наверно, тут взаимодействие стихий: поэзии, музыки и... памяти. И не только нашей. Ещё и прапамяти. Романс как бы доносится из прошлого нашего, наших бабушек, нашей страны. Недаром романс чаще всего 'старинный'. И притягательность его чем-то сродни власти старых книг, с их запахом времени...

   Судьба написавшего как бы соприкасается с судьбой поющего, и обе они - с жизнью слушающего. И возникает эта цепь и власть ассоциаций. Личных, исторических.

   Не зря говорят, что в песне полнее всего и непосредственнее слышится история...

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей...

   Это стихи Фета о романсе, посвящённые Татьяне Кузминской, свояченице Л.Н.Толстого. Это за её песнею дрожали сердца...

(окончание на стр.14)

  

Звуковая страница 10 - Финалисты Брашова и Сан-Ремо: Жак Юстен - песня Э.Романа 'Не плачь, беби'; Серджо Эндриго и его 'Песня для тебя'.

На главную страницу