К стр. 2 - 3 и звуковой странице 2:

    Может я  и ошибаюсь, но несмотря на иронический тон того, что вы сейчас прочтёте, классик отечественной литературы, драматургии и сценарных искусств Людмила Стефановна Петрушевская, по-моему, по сию пору гордится этой своей первой работой в "Кругозоре". Читайте и слушайте пластинку.

   'На заре своей деятельности в "Окоёме" я намеревалась сделать пластинку о Кремле.
    Что-то на пластинке должно было звучать, но что? Кремлёвские куранты и так били два раза в сутки по радио, в двенадцать и в шесть утра, заставляя вздрагивать спящий народ, служа будильником всей стране, которая не выключала радио вообще.
    Так что шум на Красной площади, шорох правительственного транспорта по брусчатке и затем бой часов даже и записывать было нечего.
    Однако что-то надо было предпринимать, и я сбегала в Кремль с бумагой от журнала к коменданту, мне дали разрешение там работать, и пошло-поехало. Я стала записывать так называемой "скрытой камерой", т.е. попросту спрятала магнитофон в портфель, а провод от микрофона провела под своей кроликовой шубой в рукав и там в перчатку, в ладонь.
    Первый раз я опробовала новую технологию у Царь-колокола.
    Там как раз стояла буйная классная экскурсия, дети веселились и кричали в пролом Царь-колокола (в Царь-дырку):
    - Вася! Ку-ку!
    Учительница стояла рядом и не препятствовала, видимо, отдыхала душой, пока дети были при деле. Пусть поорут.
    - Ку-ку! - надрывались дети. - А-ма-ма!
    Я давно уже включила магнитофон, звуки побежали у меня внутри рукава, собираясь в магнитофоне. Хитроумная система работала.
    Я стояла радостная в толпе детей. Технология была найдена! Это значит, что я смогу всё! Записывать где угодно что захочу!
    Дети покричали и все как один исчезли из поля зрения. Я выключила магнитофон, тайно пошуровав в портфеле, а затем только оглянулась. Школьники, сбившиеся в тесную кучку у меня за спиной, сразу отвели глаза от моего портфеля, учительница напряжённо смотрела вдаль, в просторы Ивановской площади, где уже чесали пятками двое её посланцев.
    Там, в центре площади, стоял постовой в валенках с галошами, причем шинель на нём оттопыривалась впереди и задиралась, как у беременной женщины: видимо, под шинелькой находился поддетый тулуп.
    Постовой козырнул школьникам, а они, показывая в мою сторону, что-то говорили, явно стучали, как Павлики Морозовы.
    Остальные пионеры сгрудились вокруг учительницы, замирая от священного восторга: они поймали шпионку. Трудно представить себе, на что бы они пошли, если бы я попыталась убежать.
    Видимая глазу кожная поверхность учительницы покрылась красными пятнами. Такое приключение! Постовой поднял свою очень толстую руку, на которой оказалась специальная варежка с двумя пальцами: большим и указательным. Этим отдельным указательным пальцем милиционер меня поманил. Я, разумеется, пошла, попробовала бы я не пойти, и меня, разумеется, конвоировали возбужденные, уже читавшие Гайдара школьники. Пройдя полплощади (прохожие начали замедлять шаги, образовался даже какой-то почётный коридор), я оказалась перед огромным, толстым милиционером. Со вполне понятным торжеством я вытащила из сумки удостоверение радиокомитета и произнесла вслух: "Разрешение коменданта Кремля генерал-лейтенанта Воеводина".
    Учительница и дети как-то опали, из них немного вышел пар, но все-таки они дружной толпой проводили нас с дяденькой к стене собора, откуда этот постовой отогнул в сторону кирпич (или мне показалось), короче, он открыл какую-то толстую дверцу в стене собора, там висел обыкновенный телефон, как в прихожей коммуналки, и милиционер, стащивши варежку, толстым пальцем набрал несколько цифр, задал вопрос, выслушал ответ и, откозырявши, вернул мне удостоверение.
    Я с торжеством оглянулась, но мои добровольные конвоиры уже ушли.
    Почему-то у меня никогда не получалось с триумфом победы. Каждый раз никто не хотел присутствовать.
    И когда еще один раз меня пыталась арестовать какая-то депутат Верховного Совета (я записывала шорох шагов у Спасских ворот, она стала звать на помощь), то тоже при виде моего удостоверения с красной корочкой все разошлись недовольные.
Короче, в пластинку вошли эти вопли детей у дырки (Вася и ку-ку), разговоры командировочных ("Ну, до скорого свидания", они прощались на площади, лукаво поглядывая на мой микрофон, который я перестала прятать), затем я записала в фондах музея (в помещении колокольни Ивана Великого), как мастер ремонтирует музыкальную шкатулку с вензелем А III (Александр Третий), мужик что-то бормотал, крутя отвёрткой, и шкатулка под его руками заиграла, сбиваясь молоточками и произвольно меняя темп, но это тем более было красиво, поскольку шепот, скрип и музыка были подлинные.
Короче, я сделала пластинку, ровно шесть минут, записала как диктор хорошенький текст, что-то про лампы дневного света, которые гудят под потолком музея словно самолёты (фраза неловкая, но это гудение записалось на плёнку, его надо было как-то объяснить) - и моя работа в "Окоёме" потекла
'.

Н.Н., в другом месте этих заметок Петрушевской названный ею 'малолетний Коленька Нейч'.

Вернуться на стр. 3.