К странице 16 и звуковой странице 11:

    Когда Леонид Филиппович Волков-Ланнит, дело П-57670, освободившись из лагеря, в неснимаемом корсете из-за сломанного позвоночника вернулся  в свою московскую квартиру ? 40 в доме ? 3 на Кузнецком мосту, первое, что он увидел - нового её хозяина - того самого следователя, который позвоночник ему сломал. Мэтр-историк фото- и звукозаписи  родился в 1903-м, умер в 1985-м, а в ранней юности работал вместе с А.В.Луначарским и В.В.Маяковским. В журнале "Новый Леф" под редакцией Маяковского и Л.О.Брика в конце 20-х публиковались его очерки и критические статьи о фотографии.

    Я не раз бывал там у него в гостях. Мы слушали его записи, смотрели фотографии и письма, в частности переписку с таким же репрессированным писателем Варламом Тихоновичем Шаламовым, с которым он познакомился ещё в 1928 году в кружке 'Молодой ЛЕФ'.

Шаламов и Волков-Ланнит схожи в своих судьбах. Несколько их писем друг другу можно почитать в Интернете по адресу http://www.booksite.ru/fulltext/new/boo/ksh/ala/mov/49.htm

    И ещё одно совпадение. В знаменитой книжке Ланнита "Искусство фотопортрета" много позже я неожиданно увидел лицо своего доброго знакомца Лёни Лазарева, фотокорреспондента "Кругозора". Это была одна из ранних его работ, двухчастный "Автопортрет". Знаток достоинств художественного фото со времён первых даггеротипов, лично знакомый с Родченко, Наппельбаумом и другими выдающимися мастерами фотографии, "светописи", как он любил её величать, и писавший о них, маэстро отметил труд молодого фотографа. Помещаю здесь только часть снимка, чтобы страна Кругозория знала и не забывала одного их своих героев.

    А на звуковой странице вы услышите практически молодой голос энтузиаста-коллекционера, знакомящего нас с раритетами звукозаписи. Только не ждите, что среди них будут голоса Гитлера, Берия или Троцкого, которые я впервые услышал в той квартире между Соколовским хором у Яра и танго "Kiss of Fire"...

                 Н.Нейч, член бывшей КПСС и в глубине души архивариус и правый уклонист.

Вернуться на стр. 16.