К странице 10 и звуковой странице 5:

Теперь можно признаться, что включение в эту шаляпинскую программу мощно звучащего фрагмента из "Великой ектеньи" Александра Тихоновича 30-летний ГречаниновГречанинова с истовым  многократным "Господи, помилуй!" было пусть однократным, но прорывом сквозь негласный запрет властей предержащих на малейший намёк на возможную церковность в искусстве. Уж не знаю, кому в редакции пришла идея назвать этот шедевр русской церковной музыки, слова которого ежедневно звучат в тысячах православных храмов планеты, "речитативом", но именно это лукавое слово помогло обойти цензурные рогатки, а пластинок жрецы и жрицы Политконтроля не слушали.Д.С.Мережковский в 1900 г.

    Справедливости ради разместим в этой электронной версии и другой шедевр  - антицерковный в  исполнении глубоко верующего православного христианина И.С.Козловского. Это горький, саркастический крик души С.В.Рахманинова "Христос воскрес, поют во храме" на слова Дмитрия Сергеевича Мережковского. Дореволюционная интеллигенция позволяла себе и такие взгляды на Церковь. Теперь, чаще всего, - никаких... Послушайте две минуты:

Вернуться на стр.10.

К странице 13 и звуковой странице 8:

    В этой пластинке Визбора, созданной в традиционном тогда уже для него жанре "песня-репортаж", всегда чуть "походном": гитара, песенный текст с неизбежными повторами, рыбацкая речь с подтекстовым, но вырезанным мною матерком, шум лебёдки да плеск волны - впервые появился эдакий налёт салонности, и внёс его собственноручно Валя Тернявский, тогда музыкальный редактор "Кругозора" и в душе страстный пианист. Мы, обсуждая на ходу, не стоит ли хоть разок вместо "пересолённая вода" пропеть "некипячёная",  поднялись на десятый этаж в 101-ю студию, где был рояль, Визбор подстроил под него гитару и встал к микрофону, а Валентин Григорьевич, ныне композитор, исполнитель, В.Г.Тернявский к наши днимузыковед, автор и режиссёр многих фильмов о музыке, музыкальный начальник и мэтр сели за клавиши. Развернуться ему, правда, было негде: три гитарных аккорда, хоть убей... но как тактично и элегантно улеглись они рядом со шхуной, волнами, судовой рацией, тралом, треской и рыбьим жиром, который так любят наши дети! Поистине, для искусства нет преград.    Н.Нейч, прикасавшийся к вышеоным клавишам и струнам гитары Визбора...

Вернуться к тексту и репортажу.