Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

Георгий КУХАРСКИЙ

ПРОСТО СЛУШАТЬ

Искусство Рихтера столь велико, что порой думаешь: пианиста надо просто слушать.

Сколько воспоминаний. Прежде всего музыкальных.

По-разному входил он в нашу жизнь. Один запомнил 'встречу' с ним в морозную ночь военной, затемнённой Москвы возле уличного рупора. Ещё не знал имени, говорил: 'Кто-то новый появился, настоящий!' Мёрз, но не мог уйти, не дослушав...

Другой запомнил концерт во Дворце культуры автозавода. Люди сидели на эстраде, за инструментом, чуть ли не под инструментом...

Как-то в Большом зале Консерватории погас свет, и Рихтер продолжал играть в темноте. Чем-то светлее стала музыка, а потом внесли свечу...

Вечер С.С.Прокофьева. Рихтер играл его Сонату. Затем аккомпанировал Нине Дорлиак. Вставал и кланялся Сергей Сергеевич...

Но это лишь внешние вехи памяти - над всем была музыка. Надо бы говорить о силе его стихийной заразительности, о человеке, творящем музыку на наших глазах, надо говорить о новом типе художника... Уже столько лет любители музыки живут под знаком его Бетховена, Шумана, Дебюсси, Мусоргского и других имён на концертных афишах...

Собственный, не реализованный музыкальный мир - одна из тайн творчества Рихтера. Как образно сказал об этом его учитель Генрих Густавович Нейгауз: 'Он, как те бесконечно добрые женщины, которые  полностью отдали себя заботе о чужих детях, отказав себе в счастье материнства'. И ещё: 'Музыка покоится на руках Рихтера, как ребёнок на руках мадонн на полотнах старых итальянских мастеров'.

Его искусство всегда живое. И современное. В чём эта современность? Она в полном отсутствии пафоса, риторики, напыщенности. В монументальности, динамике, может быть, больше всего в том, что он самый мужественный из всех известных нам пианистов. Да, он рыцарь музыки. Не потому, что так решил относиться к предмету своего поклонения, а потому, что родился таким, так формировал себя. Не может иначе. Такая одержимость Музыкой, конечно, величайший дар, но и тяжёлая ноша, трудный груз.

Мы, которым дано видеть его лишь на эстраде, освещённым огнями рампы, подчас можем проглядеть за простотой и лёгкостью тот труд, что стоит за каждым концертом.

За эти годы нам не раз казалось, что им уже достигнут предел. Но в искусстве его нет, - есть лишь стремление к нему. Искусство Рихтера меняется, развивается. Живёт.

Рихтер всегда играет словно впервые, играет для себя и только поэтому для нас. Но он никогда не идёт нам навстречу в своём репертуаре, а увлекает за собой в том прекрасном 'приключении', которым является для него музыка. И мы подчас совсем забываем о нём, об исполнителе, о Святославе Рихтере. Думаем: 'Вот какой, оказывается, Гайдн... Шуберт... Прокофьев...'

Чувство простоты возникает у слушателей именно тогда, когда художник высказывается с необычайной силой, убедительно, страстно. Тут не замечаешь мастерства - оно преодолено.

Святославу Рихтеру исполняется пятьдесят лет. Обычно в таких случаях мы говорим со вздохом: как быстро летит время! Да, время летит. Но его музыка - волнующая, настоящая, всё также нужна нам. Необходима. Как необходима человеку красота.

 

  Звуковая страница 5 - Играет Святослав Рихтер.

На главную страницу